МОУ "Шугозерская СОШ"
п.Шугозеро
  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность (ИБ) — это комплекс мер и средств, направленных на защиту конфиденциальности, целостности и доступности информации

    Основная цель ИБ — обеспечить защиту от любого несанкционированного доступа, утечек и изменения данных. Это достигается применением различных технических, программных, аппаратных и организационных мер, призванных предупреждать, а также своевременно обнаруживать и реагировать на кибератаки. 

    Информационная безопасность строится на трёх ключевых принципах:

    1. Конфиденциальность. Направлен на обеспечение защиты тайны информации от несанкционированного доступа. Конфиденциальная информация должна быть доступна только лицам, которым она необходима для выполнения своих обязанностей, и не должна быть открыта для посторонних. 
    2. Целостность. Принцип целостности информации направлен на обеспечение защиты от изменений или утраты. Это означает, что данные должны быть защищены от любых видов несанкционированных изменений: внесения ошибочных данных, умышленного искажения и т. д.. 
    3. Доступность. Принцип доступности информации предполагает обеспечение доступа для авторизованных пользователей. Информация должна быть доступна для использования и обработки в нужном объёме и в то время, когда это необходимо. 1

    Средства обеспечения ИБ можно разделить на организационные, программные, технические и аппаратные:

    • Организационные. Включают обучение персонала, управление рисками, проведение аудитов и другие организационные меры. 
    • Программные. Это ПО, которое обеспечивает защиту информации. Сюда относятся антивирусы, антишпионский софт, системы управления доступом, мониторинга безопасности и шифрования данных. 
    • Технические. Брандмауэры, системы обнаружения вторжений, защиты от DDoS-атак, аутентификации пользователей, системы шифрования данных и другие инструменты. 
    • Аппаратные. Это физическое оборудование. Сюда входят серверы, маршрутизаторы, коммутаторы, устройства хранения и т. д.. 
    Основное изображение материала.

    Документы

    Документы не выбраны

    Детские безопасные сайты

    СПИСОК САЙТОВ РАЗРЕШЕННЫХ ДЛЯ ДОСТУПА УЧАЩИХСЯ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ РФ

    Федеральные образовательные ресурсы

    Название Адрес
    1 Министерство образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/
    2 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru/
    3 Федеральное агентство по образованию (Рособразование) http://www.ed.gov.ru/
    4 Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) http://www.fasi.gov.ru/
    5 Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Россиийской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике http://www.rost.ru/
    6 Федеральная целевая программа развития образования (2006–2010) — ФЦПРО http://www.fcpro.ru/
    7 Национальный фонд подготовки кадров. Приоритетный национальный проект «Образование» и проект «Информатизация системы образования» http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/NTF/about/index
    8 Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ http://www.apkppro.ru/
    9 Государственый научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ «Информика») http://www.informika.ru/text/index.html
    10 Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/
    11 Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ http://fsu.edu.ru/p1.html
    12 Федеральный центр образовательного законодательства http://www.lexed.ru/

    Федеральные информационно-образовательные порталы

    Название

    Адрес

    1.     

    Федеральный портал «Российское образование»

    http://www.edu.ru/

    2.     

    Российский общеобразовательный портал

    http://www.school.edu.ru/

    3.     

    Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

    http://www.ege.edu.ru/

    4.     

    Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»

    http://www.humanities.edu.ru/

    5.     

    Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

    http://www.ict.edu.ru/

    6.     

    Российский портал открытого образования

    http://www.openet.edu.ru/

    7.     

    Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей»

    http://www.neo.edu.ru/wps/portal/

     ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИХ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    Информационный ресурс некомерческой организации «Лига безопасного интернета»
    Цикл видеоуроков подготовленных в рамках Всеросийской акции «Месяц безопасного интернета»
    Информационная страница сайта МВД России Всероссийской профилактической акции «Безопасный Интернет»
    Международный квест по цифровой грамотности «Сетевичок»
    Информационный ресур «Дети России Онлайн»
    Информацинный ресурс «Персональныеданные.дети»
    Информационный ресурс «Азбука цифрового мира»

    Родителям

    Некоторые опасности для детей в интернете:

    • Нежелательный контент. Ребёнок может наткнуться на видео с насилием или статью с пометкой «18+», даже если не ищет эту информацию намеренно. 
    • Мошенники. Злоумышленники вымогают деньги и личные данные, например, присылают ребёнку на электронную почту вредоносные ссылки. 
    • Кибербуллинг. Травлю в интернете проконтролировать сложнее, чем в школе. 
    • Знакомства в социальных сетях. Взрослые люди могут притворяться ровесниками детей и переписываться с ними, предлагая обмен фотографиями или встречу. 
    • Фейки. Ложная информация может сформировать у детей искажённое восприятие мира. 

    Чтобы обеспечить безопасность ребёнка в интернете, рекомендуется установить с ним доверительные отношения и научить его мерам самозащиты. Например, добавлять людей в чёрный список, обновлять антивирусную программу, отличать качественный контент от спама. 

    Несколько советов по безопасности в интернете:

    • Создавайте сложные пароли. Они должны состоять из множества символов: заглавных и строчных букв, цифр и дополнительных значков. 
    • Включите многофакторную аутентификацию. Это метод верификации пользователя двумя и более способами. Например, помимо пары «логин-пароль», нужно ввести дополнительный одноразовый пароль из SMS, электронной почты, специализированного приложения. 
    • Регулярно обновляйте программы и антивирус. Разработчики постоянно отслеживают последние угрозы и выпускают обновления безопасности. Особенно это касается приложений интернет-банков и других, содержащих конфиденциальную информацию. 
    • Проверяйте надёжность сайта. Обычный сайт защищён SSL-сертификатом, его адрес начинается с букв https, а в адресной строке появляется значок замка. 
    • Не переходите по незнакомым (подозрительным) ссылкам. Сюда относятся ссылки из спам-сообщений, приглашения в онлайн-викторины, кликбейтные заголовки, якобы бесплатные предложения. 
    • Защищайте устройства. На мобильных устройствах можно установить антивирус, использовать секретные коды и никому их не передавать, подключить биометрию. 
    • Скачивайте файлы из интернета только с официальных сайтов. Так ниже риск установить вредоносную программу, которую часто маскируют под популярные игры или иные приложения. 

    Документы

    Документы не выбраны

    Педагогам

    Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и  развитие, то есть о пропаганде различной направленности.

    Понятие информационной безопасности

    Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.

    На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

    • доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
    • целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
    • конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

    Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.

    Основные угрозы информационной безопасности

    Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:

    Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);

    Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;

    Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;

    Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.

    Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:

    • аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
    • отказы и сбои аппаратуры;
    • ошибки в программном обеспечении;
    • ошибки в работе персонала;
    • помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.

    Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:

    • недовольством служащего своей карьерой;
    • взяткой;
    • любопытством;
    • конкурентной борьбой;
    • стремлением самоутвердиться любой ценой.

    Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:

    • квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;
    • нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;
    • нарушителю известна информация о принципах работы системы;
    • нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.

    Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.

    Проведем классификацию каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:

    Через человека:

    • хищение носителей информации;
    • чтение информации с экрана или клавиатуры;
    • чтение информации из распечатки.

    Через программу:

    • перехват паролей;
    • дешифровка зашифрованной информации;
    • копирование информации с носителя.

    Через аппаратуру:

    • подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;
    • перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.

    Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.

    Обеспечение информационной безопасности

    Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:

    1. Законодательный . Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.

    Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации: 

    2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.

    3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть:

    • приказ руководителя о  назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности;
    • должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности;
    • перечень защищаемых информационных ресурсов и баз данных;
    • инструкцию, определяющую порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников организации.

    4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.

    5. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).

    Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:

    • Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.) 
    • Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией. 
    • Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
    • Использованы контент-фильтры,  для фильтрации сайтов по их содержимому.

    Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты.

    Специалисты, имеющие отношение к системе защиты должны полностью представлять себе принципы ее функционирования и в случае возникновения затруднительных ситуаций адекватно на них реагировать. Под защитой должна находиться вся система обработки информации.

    Лица, занимающиеся обеспечением информационной безопасности, должны нести личную ответственность.

    Надежная система защиты должна быть полностью протестирована и согласована. Защита становится более эффективной и гибкой, если она допускает изменение своих параметров со стороны администратора.

    В заключение своего доклада хотелось бы дать некоторые рекомендации по организации работы в информационном пространстве, чтобы уберечь себя и своих близких от интернет-преступников.

    Рекомендации по организации работы в информационном пространстве

    1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.

    2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.

    3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).

    4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.

    5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.

    6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.

    7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.

    8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.

    9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.

    10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.

    11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.

    12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.

    13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.

    14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.

    15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.

    16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.

    17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

    Методические и справочные материалы

    1. «ЯКласс» — образовательный интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей. Портал содержит онлайн-тренажёры по школьной программе и автоматическую проверку домашних заданий. На сайте компании «ЯКласс» размещена база из 1,6 трлн заданий и видеоуроков по 13 предметам школьной программы, ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Предоставляется месяц бесплатной работы.https://www.yaklass.ru/
    2. Российская электронная школа (РЭШ) - это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование. Интерактивные уроки «Российской электронной школы» строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования. Упражнения и проверочные задания в уроках даны по типу экзаменационных тестов и могут быть использованы для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.https://resh.edu.ru/
    3. Предоставляет образовательным организациям доступ к мобильной библиотеке с возможностью дистанционно выдавать электронные книги на смартфоны, планшеты или персональные компьютеры читателей.https://www.litres.ru/litres-school/

    4. Интернет-энциклопедия по школьным предметам от онлайн-школы «Фоксфорд». Учебник поможет решить домашнее задание, подготовиться к контрольной и вспомнить прошлые темы.https://foxford.ru/

    5. Российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. https://distant.uchi.ru/  Использование Учи.ру бесплатно. Регистрируйте учеников на Учи.ру и не прерывайте https://uchi.ru/

    6. Официальный сайт Минпросвещения Российской Федерации. https://edu.gov.ru/ 

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике